Созвездие Рака можно наблюдать на всей территории России. Наилучший период для наблюдений – с января по февраль. Это самое неприметное из зодиакальных созвездий. Проще всего его найти, если ясной ночью отыскать на небе созвездия Льва и Близнецов. Между ними и обнаружите Рака. Однако ярких звёзд в нём нет. Хотя созвездие называется Раком, тем не менее на звёздных картах разных народностей его изображают скорее крабом.

Как можно увидеть созвездие Рака на небе? В крупных городах из-за засветки и пыли видно не так хорошо, поэтому для вас подготовлены анимации и изображение за городом, в горах и если смотреть на него в космосе, с орбиты.

Мерцание звёзд созвездия Рака при наблюдении за городом (анимация автора)
Мерцание звёзд созвездия Рака при наблюдении высоко в горах (анимация автора)
Созвездие Рака при наблюдении в космосе (изображение автора)

Самой яркой звездой созвездия является Тарф (β Рака) – кончик ноги. Это двойная звезда с видимой звёздной величиной 3,53 и удалённая от нас на расстояние в 290 световых лет. Акубенс (α Рака) – клешня, двойная звезда, находящаяся от нас на расстоянии 174 световых года и видимой звёздной величиной 4,3. Тегмин (ζ Рака) – задняя часть, кратная звезда, удалённая от нас на 83 световых года. Видимая звёздная величина составляет 4,67. Таким образом, её можно наблюдать невооружённым взглядом. Древние люди считали её одиночной и ничем не примечательной. В 1656 году, Тобиас Майер обнаружил второй компонент. С 1781 года после наблюдений Вильяма Гершеля, звезду стали считать тройной. В настоящее время известно, что она состоит из пяти компонентов. Наличие шестого компонента на данный момент не подтверждено. Интересным является тот факт, что два её компонента вращаются с периодом обращения около 60 лет, а третий обращается вокруг этой пары с периодом в 1150 лет.

Созвездие Рака (скриншот из программы Stellarium)

В созвездии имеется известный астеризм Ослята и Ясли. Ослята – звёзды Азеллус Аустралис (δ Рака) и Азеллус Бореалис (γ Рака). Это одни из самых ярких звёзд в обширном, но состоящем из слабых звёзд созвездии. Азеллус Аустралис (δ Рака) – южный осёл, двойная звезда с видимой звёздной величиной 3,94 и удалённая от нас на 136 световых лет. Азеллус Бореалис (γ Рака) – северный осёл, тройная звезда с видимой звёздной величиной 4,66 и удалённая от нас на расстояние 158 световых лет. Между Ослятами и чуть правее можно различить туманное пятнышко – рассеянное звездное скопление Ясли (M 44).

У древнего писателя Плиния есть упоминание об этом зодиакальном созвездии: “В знаке Рака есть две малые звезды, называемые Ослятами, а среди них – маленькое облачко, которое называют Яслями”. Полёт фантазии древних людей приписывал небесным Ослятам вполне земной аппетит – было распространено поверье, что иногда Ослята кормятся из небесных Яслей. Также по ним определяли погоду, и древний поэт Аратус написал следующие строки:

Следи за Яслями: подобно лёгкому туману
Они плывут на севере в владеньях Рака.
Границы их – две слабые звезды.
То два Ослёнка, разделённые Яслями,
Которые на чистом ясном небе
Подчас внезапно исчезают. Две звезды
Как будто приближаются друг к другу?
Лугов тогда не смочит непогода.
Когда же Ясли темны, и Ослята
Сияют неизменно – будет дождь!

Можно попробовать воспользоваться этим советом, и, возможно, получится предсказывать дождь точнее известных сайтов, прогнозирующих погоду.

Другие интересные объекты созвездия Рака

Помимо звёзд, в этом созвездии можно наблюдать и другие интересные объекты. Наиболее интересными из них являются два рассеянных скопления – M 44 и M 67.

Рассеянное звёздное скопление Ясли (М 44). Фото: Bart Delsaert

M 44 – выше упомянутое рассеянное звёздное скопление, называемое Яслями. Второе и гораздо менее популярное его название – Улей. Это одно из ближайших звёздных скоплений к нам. Расстояние до него составляет 550–600 световых лет, а видимая звёздная величина 3,7. Предположительно, оно имеет общее происхождение с Гиадами. В ясную ночь его можно наблюдать невооружённым взглядом. Но следует учесть, что даже самые яркие звёзды скопления (диапазон их звёздной величины находится от 6,3 до 14) на самом деле довольно тусклые и само скопление долгое время воспринималось, как круглое туманное облачко или звезда. Однако Галилео Галилею удалось разгадать, что это не туманная звезда. В свой телескоп он обнаружил более 40 звёзд. В настоящее время в Яслях обнаружено как минимум шесть экзопланет. Причём из всех известных, они являются одними из самых молодых. Как уже было сказано выше, его проще всего найти между двумя “Ослятами” и чуть правее.

Другое скопление, M 67 – одно из ближайших к нам самых старых рассеянных звёздных скоплений. Его ещё также называют Скоплением Золотого Глаза или Королевской кобры. Оно удалено от нас на 2500–2700 световых лет, а его видимая звёздная величина составляет 6,1. Звёзды, входящие в него, также неярки на небе – их диапазон звёздной величины находится от 10 до 16. Увидеть это скопление невооружённым взглядом могут только самые зоркие люди. Оно находится ниже уже известного нам астеризма и немного левее, рядом со звездой Акубенс (α Рака). Скопление довольно большое: оно занимает на небе площадь полной Луны. Оба скопления (M 44 и M 67) однозначно лучше наблюдать в телескоп или бинокль.

Рассеянное звёздное скопление Золотого Глаза (М 67). Источник

Мифология созвездия Рака

Созвездие Рака имеет латинское название Cancer, трехбуквенное сокращение Cnc. Оно не самое заметное и не очень крупное – тридцать первое по величине из всех 88 созвездий, и древнее. Во времена Птолемея его включили в каталог звёздного неба (всего в нём было 48 созвездий). Около двух тысяч лет назад точка летнего солнцестояния находилась в созвездии Рака, вследствие чего Северный тропик Земли называется тропиком Рака.

Согласно греческой легенде, Геракл для совершения второго своего подвига должен был победить Лернейскую гидру. Это было страшное чудовище, которое вскормила сама богиня Гера. У гидры было множество голов, одна из которых была бессмертной. Чудовище несло разорение и погибель всему живому. Бороться с гидрой Гераклу было крайне тяжело: ведь вместо отрубленной головы, вырастало несколько новых. На помощь гидре из болота вылез огромный рак Каркин и ухватил героя за ногу. За что тотчас же был раздавлен ногой. С помощью своего верного друга Иолая, прижигавшего отрубленные головы, Геракл все-таки одержал победу над гидрой. Гера, ненавидевшая Геракла, в благодарность превратила рака в созвездие. Кроме того считалось, что звезды δ и γ Рака, так называемые “Ослята”, и туманность Ясли поместил на небо Дионис, чьими священными животными были ослы.

А вы видели это созвездие? Наблюдали ли его объекты в бинокль или телескоп? Какое созвездие у вас любимое? Делитесь впечатлениями в комментариях.

Мы можем присылать уведомления на вашу электронную почту о появлении новых публикаций